0

Семейная форма обучения

Переход на семейное образование: с чего начать?

Конституция РФ гарантирует право на образование каждому россиянину. Она же –статьей 43 Основного закона – обязывает граждан его получить. Другими словами, не учиться вообще у нас нельзя. Государство устанавливает общефедеральные образовательные стандарты, но выбор формы обучения, согласно п. 5 той же статьи, остается за учащимися. Можно стандартно посещать школу, заниматься дома самостоятельно или дистанционно. Стереотип, что учиться на дому могут только дети, имеющие проблемы со здоровьем, остался в прошлом, не имея юридического обоснования. Для перевода на семейное образование достаточно желания ученика и родителей.

По результатам опросов, традиционная школа не устраивает многие семьи и они готовы от нее отказаться. И хотя, по имеющейся статистике, реальное количество таковых пока невелико, однако оно неуклонно растет. Причиной нерешительности родителей при переводе ребенка на новую современную форму обучения чаще всего становится незнание нормативной базы. Как следствие – ложное представление, что такое решение связано с большими сложностями.

Разберемся подробнее, что представляет собой семейное образование и какие правила надо соблюдать, чтобы получить возможность учиться самостоятельно, не стесняя себя школьными стенами.

Юридическая основа

Регламентирующих процедуру перехода на семейное образование ключевых документов всего два: Закон «Об образовании в РФ» последней версии и Письмо Минобразования «Об организации получения образования в семейной форме». Оба документа поясняют этапы перехода от привычной школы к домашнему обучению.

В Законе «Об образовании», в статье 17, говорится прямо: учеба может проходить как внутри школьных стен, так и вне общеобразовательных учреждений. Примечательно, что приоритета не дается ни одной из форм. Ребенок, обучающийся дома, имеет те же права, что и школьник. Он получает такой же аттестат, где зафиксирован факт получения знаний, а не особенности обучения. В высшее или средне-специальное учебное заведение он поступает на общих основаниях.

Право «семейного» ученика проходить промежуточные, переводные и итоговые экзамены на одинаковых условиях со школьниками прописано тем же законом (ФЗ):

  • Часть 3 статьи 34 говорит о праве проходить все виды аттестации в общеобразовательных учреждениях. Слово «право» не касается итоговой государственной аттестации – не сдав ее, невозможно получить аттестат, так что это скорее обязанность. А вот промежуточные контрольные, экзамены, практические работы ученик сдает так, как это прописано в договоре между родителями и учебным заведением.
  • Статья 34 ограничивает учебные организации рамками федерального образовательного стандарта (ФГОС) в отношении объемов и количества аттестационных работ. Ни одна школа не вправе спрашивать с «домашника» больше, чем предусмотрено основной программой по предмету, или проводить контрольные по предметам, не входящим в стандарты. Но и родителям нужно правильно понимать это положение закона: знания по любому предмету, входящему в стандарт (ИЗО, физкультура, музыка), могут быть проверены.
  • Статья 34 определяет возможность пройти аттестацию в любое время. Даже если ребенок, не посещавший школу несколько лет, заявит о желании сдать экзамен, ему должны предоставить такую возможность. Перевод на семейное образование подразумевает заключение договора между родителями и школой. Договор включает график аттестации по всем предметам. Беспричинно не выполнить контрольную работу нельзя – такое упущение грозит неудовлетворительной отметкой.
  • Пункт 5 статьи 63 оговаривает порядок перехода на семейное образование. Нельзя просто перестать ходить в школу, не уведомив о своих намерениях местный департамент образования. При этом важно знать, что департамент не решает, позволить вам это или нет. Он лишь принимает ваше уведомление. Никто не вправе запретить вам осуществить законное желание заняться обучением ребенка самостоятельно.

Из оговоренного закона следует, что переход от школьного образования к самостоятельному – это право каждого ребенка. Ни один родитель не обязан ни перед кем обосновывать причины принятого решения. Это право заложено в Конституции (статья 44). Чтобы начать учиться дома, не требуется никаких медицинских справок, врачебных показаний. Не имеет значения и образование самих родителей, берущих на себя обязанности по обучению ребенка. Его может не быть вовсе. И это не повод отказать в переводе.

Важный вопрос: «Когда можно перевести ученика из школы на домашнее обучение?». Согласно букве закона, родители вправе: сделать это в любой момент, не дожидаясь окончания учебного года.

Как оформить семейное образование для будущего первоклассника?

Главные опасения родителей, желающих учить детей самостоятельно, связаны с локальными органами образования и органами опеки. Как сделать все так, чтобы ни у тех, ни у других не возникло нареканий?

Есть несколько шагов, которые необходимо совершить. Этапы перевода на домашнее обучение малышей, которые только должны пойти в первый класс, и детей постарше, уже имеющих школьный «стаж», отличаются.

Чтобы будущий первоклассник начал учебу дома, его родителям или опекунам необходимо сделать следующее:

  1. Поставить в известность о своем решении местный департамент образования. Данное уведомление потребуется в двух экземплярах – первый для отчетности департаменту, второй останется у вас.
  2. Узнать, какие общеобразовательные учреждения поддерживают подобную форму образования, чтобы прикрепиться к одному из них для последующего прохождения аттестации. Не у любой школы такая возможность прописана Уставом. Лучше заранее обойти их и выписать те, аттестат которых хотелось бы получить. Узнать, по какой форме они проводят аттестацию экстернов.
  3. Выбрать школу. Место регистрации ребенка значения не имеет. Родители могут прикрепиться к любому понравившемуся учебному заведению города и даже страны.
  4. Получить в департаменте образования направление. Отказать в осуществлении намерения обучаться самостоятельно, согласно закону, вам не могут.
  5. Встретиться с директором школы для подписания договора о прикреплении. К договору надо отнестись внимательно. Он должен затрагивать все вопросы, касающиеся аттестации: точный график с указанием дат, времени, список предметов, график консультаций (экстерны имеют право на получение двух часов бесплатных консультаций преподавателя, принимающего аттестацию).

Это все. Никаких заявлений о приеме в школу заранее писать не надо. От родителей (опекунов) требуется заполнить лишь один документ – уведомление для департамента. Форма уведомления обычно размещена на стенде для объявлений департамента или на его сайте. Выглядит оно так:

Начальнику отдела образования города… (Ф.И.О. начальника)

от (Ф.И.О. родителя), проживающего по адресу…

паспорт (серия, номер, дата, место выдачи)

контактный телефон

Уведомление

Согласно статье 63, п. 5, 273-ФЗ «Об образовании в РФ» уведомляю, что мною, родителем (либо опекуном) несовершеннолетнего (указать полностью Ф.И.О., дату рождения), выбрана форма обучения вне образовательной организации (форма семейного обучения).

При принятии решения учитывалось мнение ребенка.

С положением управления образования города … об организации прохождения и усвоения учебной программы без привлечения организации, осуществляющей образовательную деятельность, ознакомлен.

«Дата, подпись»

К документу необходимо прикрепить копии:

  • свидетельства о рождении либо паспорта несовершеннолетнего;
  • паспорта одного из родителей (опекуна).

Порядок перевода на семейное образование школьника

Для детей постарше, уже отучившихся определенное время в школе, процедура перевода оформляется немного иначе. Для этого нужно выполнить следующее.

  • Подать директору школы заявление на отчисление ученика, мотивированное решением учиться дома. Школы не всегда позитивно реагируют на подобные переводы. Впоследствии директору придется объясняться перед департаментом, почему конкретную семью не устроило обучение в его учебном заведении. Поэтому иногда следуют уговоры и даже запугивания отделом опеки или комиссией по делам несовершеннолетних. Родителей это волновать не должно – закон полностью на их стороне, они изъявляют желание воспользоваться своим правом. Если вам отказывают в приеме заявления, отправьте его по почте заказным письмом. У вас на руках будет подтверждение отправки.
  • Отправить в департамент оповещение о переводе сына или дочери на домашнее обучение. Его можно отнести самостоятельно или передать через администрацию школы. Уведомление пишется в двух экземплярах. Первый остается в отделе образования, второй с подписью начальника хранится у вас.
  • Выбрать новую школу либо остаться в той, которую ребенок посещал до сих пор, если ее Устав позволяет такой вид работы.
  • Написать на имя директора выбранной школы заявление с просьбой прикрепить к ней учащегося для сдачи экзаменов.
  • Заключить со школой договор, регламентирующий нюансы экзаменации: периодичность, сроки консультаций, участие в общешкольных, районных, муниципальных этапах предметных олимпиад, конкурсов.

Родителям нужно быть готовым к звонку или визиту представителей отдела образования. Это не попытка отговорить от намерения заняться обучением ребенка самостоятельно, а один из этапов работы чиновников. Они обязаны заполнить личное дело нового «домашника». Объяснять им или кому-либо еще, почему принято такое решение, вы не обязаны.

Образец заявления школьному руководителю вы можете найти на сайте департамента образования или на доске объявлений. Выглядит оно так:

Директору (название образовательной организации) (Ф.И.О.)

от родителя ученика (-цы)… класса (Ф.И.О.)

Заявление

«Дата, подпись»

Порядок получения семейного образования предусматривает подачу подобного заявления в любой момент, не дожидаясь окончания учебного года. Это можно сделать даже посреди четверти. Ребенок считается перешедшим на новую форму учебы с того дня, когда об этом был уведомлен департамент образования.

О чем еще нужно помнить?

Подавая уведомление отделу образования, родители берут на себя ответственность за освоение ребенком учебной программы. Это значит, что школа не обязана предоставлять им учителей. Но это не означает, что они остаются с проблемой объяснения школьных предметов один на один. Существует немало возможностей получить хороший уровень знаний вне учебной организации. Одна из них – дистанционное обучение. Видеоуроки, написанный понятным языком лекционный материал, большая онлайн-библиотека помогут разобраться в предметах.

Не стоит бояться расхождений учебных программ. Родители вправе выбирать, по какой программе будут учиться их дети дома. При сдаче промежуточной аттестации главное значение имеют образовательные стандарты (ФГОС), а не то, по каким программам занимается ученик. ФГОСы для этого и разработаны – в них прописаны результаты обучения на каждый класс, каждую ступень. Как идти к этим результатам – право выбора ученика и его родителей.

Переход на семейное образование по шагам — как оформить

Базовые понятия

Для подготовки к переходу на семейное образование изучите основные термины. Это поможет правильно заполнять заявления и вести переговоры со школами.

  • Семейное обучение — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Подразумевает самостоятельно освоение основной образовательной программы. Ответственность за качество обучения лежит на родителях.
  • Самообразование — то же, что и семейное обучение, только для детей старше 15 лет или тех, кто получил аттестат об окончании 9 классов.
  • Экстернат — это форма аттестации на семейном обучении и самообразовании. Когда ребёнок прикрепляется к школе для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, он приобретает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права.

Шаг 1. Уведомите органы управления образования

Проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения. Уйти из школы на семейное обучение без уведомления нельзя. Это могут расценить как ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и привлечь к административной ответственности.

Когда подавать

Отправить уведомление можно в любое время: до начала учебного года или в его середине. Только учтите время на ответ (в среднем процедура занимает от недели до месяца), а также региональные требования. В некоторых субъектах России есть чёткие даты информирования о смене формы обучения.

Как заполнять

Уведомление о переходе на семейное образование можно составить в свободной форме или запросить шаблон в органах местного самоуправления.

Образец заявления →

Кому отправлять

Управлению или департаменту образования по вашему фактическому адресу, а не по месту регистрации.

Как отправлять

  • Лично. Сделайте два экземпляра. На своём обязательно поставьте отметку о том, что уведомление зарегистрировано.
  • По почте. Отправка заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении поможет подтвердить факт исполнения обязанности по уведомлению органов власти о выборе семейного обучения.
  • Дистанционно. Если у органа управления образования есть «электронная приёмная», можно направить уведомление в электронном виде. При отправке рекомендуется сделать скриншот.

<<Форма с консультацией>>

Шаг 2. Отчислитесь из школы

Если ребёнок уже обучался, заберите его личное дело и другие документы из образовательной организации. Отчислиться из контингента школы необходимо, даже если вы не планируете менять школу и хотите проходить аттестации там же, где учились.

Когда подавать

Обычно требуется около месяца на прикрепление к школе в качестве экстерна и заключения договора.

Как заполнять

Попросите шаблон в администрации образовательной организации.

Примерный образец →

Пишите заявление на имя директора школы.

Как отправлять

Составьте заявление в двух экземплярах, один для себя, другой — для школы, и передайте его лично или направьте по почте заказным письмом. Возможность дистанционной подачи уточняйте в администрации образовательной организации.

Что дальше

Если ваша «старая» школа работает с детьми на семейном обучении, переходите к следующему шагу. Если нет, а для вас принципиально сдавать аттестации именно там, получите от неё письменный отказ о переводе ребёнка на семейную форму обучения. В этом случае вы сможете обратиться с жалобой в региональный департамент образования. Но проще просто найти другую школу.‍

Как строить отношения со школой, которая не признаёт семейное образование →‍

Шаг 3. Выберите школу для аттестаций

Чтобы подтвердить знания, хоумскулеру необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность. Подобрав школу с комфортным графиком аттестаций, направьте туда заявление.

В любое время, но лучше перед началом учебного года, когда школа формирует учебный план.

В свободной форме или запросите форму у школы.

Образец заявления →

На имя директора школы.

Лично или по почте, как описано выше.

Шаг 4. Подпишите договор

Это необязательный шаг, но крайне желательный пункт. Договор о порядке проведения аттестаций определит права и обязанности сторон, периодичность и форму экзаменационных испытаний.

Можно принести вместе с заявлением о зачислении в качестве экстерна.

Договор об аттестациях обычно состоит из вводной части, основных разделов и приложений. В последних указывается порядок, форма и срок промежуточных аттестаций, проведение лабораторных, практических работ, консультаций. Также вносятся вопросы для подготовки по предметам, билеты к устным экзаменам, образцы контрольных работ и тестов.

Пример договора об аттестациях →

Договор подписывают родители и директор образовательной организации.

Шаг 5. Организуйте учебный процесс

Семейное образование предполагает свободу в выборе формата обучения. Кто-то сам преподаёт детям, другие предпочитают поручить это профессионалам.

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» вам помогут организовать семейное обучение с 5 по 11 класс. Это виртуальная школа, которая почти полностью заменяет обычную. Занятия проводятся в режиме реального времени, на них можно задавать вопросы преподавателям из МГУ, МФТИ, ВШЭ. В программу входят базовые курсы — минимум, необходимый для сдачи аттестаций, а также углублённые и олимпиадные курсы для развития сильных сторон ребёнка. За успеваемостью и мотивацией учащихся следят персональные кураторы.

Шаг 6. Наслаждайтесь результатами

Формальности соблюдены — начинается новая страница в жизни вашей семьи. Теперь вы вместе с ребёнком расставляете приоритеты в учёбе и строите планы.

Желаем удачи!

Министерство образования и науки Российской Федерации в связи с возникающими вопросами по получению образования в семейной форме после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) сообщает.

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.

Частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).

Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно статье 33 Федерального закона, экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона).

Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).

Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несёт ответственность за качество образования, при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона). Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).

В связи с изложенным:

1. Учет детей, получающих общее образование в семейной форме, ведется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (в городах федерального значения — органами, определенными законами этих субъектов Российской Федерации). В связи с этим для организации прохождения детьми соответствующей аттестации родители (законные представители) при информировании органа местного самоуправления (иного уполномоченного органа) по месту жительства о выбранной форме семейного образования одновременно должны обеспечить обучение в семейной форме и получить сведения об образовательных(ой) организациях(и), в которых(ой) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации. Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.

Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

Следует отметить, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например, вузы, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме. Особенно актуально в условиях, когда ребенок, не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, должен продолжить получение общего образования, как правило, в общеобразовательной организации.

2. Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме семейного образования системой образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию.

3. Статья 35 Федерального закона гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе.

В этой связи, обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.

Причём обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

4. Согласно статье 9 Федерального закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Указанная помощь в том числе, помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости обучающимся в семейной форме может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

5. В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Таким образом, учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты помимо вышеуказанных должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.

6. В части возможности оказания поддержки родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними общего образования в форме семейного образования.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).

Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Н.В. Третьяк

* Зачисление в образовательную организацию лица, находящегося на семейной форме образования для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком приема в общеобразовательные учреждения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № 107

** В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Программа обучения: что выбрать на семейном образовании

Что такое образовательная программа

Образовательная программа — это комплекс основных характеристик образования; документ, определяющий объём, содержание и планируемые результаты обучения (знания, умения, навыки), а также формы аттестации.

Из программы можно узнать:

  • продолжительность учебного года и учебной недели;
  • какие предметы изучаются;
  • соотношение базовых и профильных дисциплин;
  • сколько часов отводится на тот или иной предмет;
  • по каким учебным материалам ведётся работа;
  • каковы требования к результатам обучения по программе;
  • формы и сроки аттестаций.

Образовательная программа складывается из федерального компонента, обязательного для всех школ, а также из регионального и школьного компонента. Содержание образовательной программы конкретизируется в учебных и методических пособиях, а организационные моменты определяются с помощью учебного и календарного планирования.

В соответствии со статьёй 12 закона «Об образовании в Российской Федерации», программы разрабатываются и утверждаются школами самостоятельно. Однако учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию, при составлении программ должны равняться на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Каждая школа вправе создать собственную программу или выбрать одну из существующих. Выбор образовательной программы является прерогативой педагогического коллектива и администрации школы, но может учитываться и мнение родителей.

Виды образовательных программ

В педагогической практике выделяются примерные основные, рабочие, авторские и индивидуальные программы.

  • Примерная основная образовательная программа — это учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин), определяющая рекомендуемые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности. Существует реестр примерных программ.
  • Рабочая программа — это образовательная программа, созданная на основе примерной с учётом регионального и школьного компонента ФГОС. Разрабатываются непосредственно школами по конкретным предметам.
  • Авторская программа — это образовательная программа, разработанная педагогом или педагогическим коллективом.
  • Индивидуальная образовательная программа — не самостоятельный объект, а скорее способ освоения одной из существующих программ, индивидуализированный под обучающегося. Составляется на основе выбранного общего учебного плана и соответствующего ему соотношения между различными образовательными областями и видами учебной работы.

<<Форма с консультацией>>

Как выбрать программу на семейном обучении

Форма семейного образования предоставляет родителям свободу. Можно ориентироваться на примерную основную программу обучения. Можно следовать рабочей программе какой-нибудь школы или авторским методикам. Можно вовсе не придерживаться программы обучения, изучая лишь то, что в данный момент интересно ребёнку, как делают анскулеры.

Программа, по которой ребёнок занимается на семейном образовании, не обязана совпадать с программой, которая используется в школе прикрепления.

Однако при расхождении программ лучше заранее взять в школе пробные версии аттестационных работ. Ведь любая контрольная или экзамен — это в первую очередь формат, к которому даже хорошо подготовленный ребёнок может оказаться не готов.

Ещё один вариант: согласовать со школой прикрепления свой вариант аттестации. Например, по каким темам или в каком виде будут проходить проверочные работы. Главное, чтобы всё это было в рамках ФГОС. Это возможно при наличии договора об аттестациях. Но крайне сложно найти учебное заведение, готовое согласовывать темы с хоумскулерами.

Программа экстерната и домашней школы «Фоксфорда»

Мы работаем по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Путь к успеху».

Обучение строится на персонализации. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок нашёл своё место в жизни, научился адекватно реагировать на изменения в мире и принимать осознанные решения. Для этого мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем кураторское сопровождение.

Мы ориентируемся на требования ФГОС. В настоящее время преподаватели свободны в выборе учебно-методического комплекса (УМК) и вносят личностный вклад в образовательный процесс. Учитель на своё усмотрение может подавать материал циклично или последовательно, в хронологическом порядке или группируя вокруг отдельной темы. Это повышает ответственность и вовлечённость педагога.

В образовательных стандартах, которые могут быть приняты в ближайшее время, прописана привязка конкретных предметных знаний и навыков к определённому году обучения. И тогда проблема сопоставления программ исчезнет. Но пока новые ФГОС не приняты, могут появляться расхождения. Например, тему, которую в «Домашней школе Фоксфорда» уже прошли, в школе-прикрепления ещё не начинали, и наоборот.

«Домашняя школа Фоксфорда» стремится, чтобы дети проходили промежуточные аттестации в максимально комфортных условиях. Поэтому мы заключили партнёрство с частной аккредитованной школой города Москвы «Наши Пенаты» и находится с ней в постоянном контакте. Особенно, когда наши программы по каким-либо причинам расходятся.

Подробнее узнать о программе обучения в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда», а также аттестации в школе-партнёре можно на бесплатной консультации.

Образцы заявлений перехода
на семейное образование

1. Если Вы желаете числиться в школе и аттестоваться ежегодно, то всего необходимо написать 3 заявления: о приеме/переводе на СО в школу, заявление-уведомление о выборе формы в УО (кроме Москвы, СПб, Севастополя: подробнее), заявление о проведении ПА в школу (если Вы решили воспользоваться своим правом на промежуточную аттестацию).

2. Если Вы не хотите проходить ПА ежегодно, то вероятнее всего, числиться в школе не нужно, тогда в 1 классе от Вас требуется только уведомить Управление образования. Если Вы уже учились — нужно написать заявление об отчислении.

Кроме заявлений, возможно оформление и других документов: заключение договора со школой, составление ИУПа, предложения школе по урегулированию порядка промежуточной аттестации.

Все заявления пишутся в свободной форме.

Например:

Заявление в школу о переводе на СО

(Заявление о приеме в школу на семейную форму пишется аналогично: «Прошу принять ФИО на семейную форму образования и т.д.»)

Заявление.

В соответствии п. 1 Статьи 17 и п. 4 Статьи 63 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нами выбрана семейная форма обучения для нашей дочери ФИО для освоения программы ____ класса.

Прошу ознакомить меня с местным Положением о семейном образовании, и в случае его отсутствия, прошу в месячный срок разработать необходимую правовую базу для сопровождения выбранной мною формы образования.* (не обязательно)

В соответствии со ст. 445 ГК РФ просим Вас в 30-дневный срок рассмотреть проект договора об организации освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования между вверенным Вам образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося.*(не обязательно)

Приложения:

1. Проект договора на __ листах в двух экземплярах. (если заключаем договор)

Дата

Подпись

Заявление-уведомление в органы местного самоуправления

По новому закону Вы обязаны уведомить о выборе семейной формы органы местного самоуправления. Обычно заявления принимает Управление образования города — кроме г. Москвы, С.-Пб., Севастополя.

В соответствии со ст. 16 ч 2 действующего Закона г. Москвы от 10.03.2004 «Об общем образовании в городе Москве» учет ведут территориальные органы исполнительной власти города Москвы и органы местного самоуправления городских округов. Московское «Положение об организации учета детей» (утв. Постановлением Правительства Москвы от 06.12.2005 N 973-ПП) уточняет, что под территориальными органами исполнительной власти имеются в виду управы районов.

Поэтому москвичам необходимо изменить шапку следующего заявления, например: Главе управы Хххх района города Москвы Петрову Петру Птровичу.

Заявление.

В соответствии п. 1 Статьи 17 и п. 4 Статьи 63 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нами выбрана семейная форма обучения для ФИО, ___ года рождения, обучающего в ___ классе МБОУ СОШ №___ для освоения программы ___ класса.

Прошу ознакомить меня с местным Положением о семейном образовании, и в случае его отсутствия, прошу в месячный срок разработать необходимую правовую базу для сопровождения выбранной мною формы образования.* (не обязательно)

Заявление о переводе на очно-заочное с ИУПом

Ниже приведен пример того, что законодательство сегодня дает возможность выбрать действительно любые варианты посещения/непосещения школы, исходя из Ваших потребностей.

Заявление.

Прошу предоставить возможность:

1. заочного обучения по предметам: физическая культура, ИЗО, технология, музыка, информатика, обществознание;

2. очного обучения по предметам: математика, русский язык, литература, английский язык, история, география, биология;

3. начала учебного дня со второго урока и один дополнительный выходной день в неделю (четверг).

Прошу сообщить мне о форме и содержании проведения аттестации по предметам, осваиваемых сыном в форме заочного обучения (физической культуре, ИЗО, технологии, музыке, информатике, обществознанию) до 1 ноября 2016 года. (не обязательно)

Хотя порядок и формы ПА определяет по закону школа, родителю следует активно участвовать в этом, составлять график аттестации, вести переговоры по форме аттестаций.

Заявление о проведении промежуточной аттестации

Заявление о проведении ПА можно подать позже. А можно написать его уже 1 сентября вместе с подписанием договора – есть родители, которые уже с сентября сдают экзамены за год по некоторым предметам, и им необходимо, чтобы учителя были готовы к консультации и экзамену, к примеру, 5 сентября. Также можно объединить его с заявлением в школу о переводе/приеме на СО.

Заявление.

Прошу организовать и провести промежуточную аттестацию для ФИО, осваивающего общеобразовательные программы в форме семейного образования, на основании ст.34 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в качестве экстерна в соответствии с предложенным нами графиком (график промежуточной аттестации прилагается). (выделеное не обязательно)

По закону обучающиеся на СО имеют право на ПА в качестве экстерна. Положение об экстернате отменено в 2013 году и сейчас нет документа, регулирующего прохождение ПА в качестве экстерна на федеральном уровне. Тем более важно заключение договора между родителем и школой, который защитит Ваши права.

Заявление на отчисление в связи с выбором СО.

Если Вы не хотите воспользоваться своим правом на прхождение ПА ежегодно и желаете сдавать ПА только в 9 классе, перед ОГЭ, то нельзя числиться в школе, так как почти все школы в стране закрепили в своих локальных актах обязательность перевода из класса в класс в результате успешного прохождения ПА ежегодно.

В таком случае нужно отчислиться из школы и забрать личное дело.

Заявление.

Прошу отчислить моего сына ФИО в связи с выбором семейной формы образования в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

Личное дело прошу выдать на руки.

Мнение ребенка при определении формы получения образования учтено.

Индивидуальный учебный план учащегося на СО

Что дает ИУП:

  1. Уменьшение перечня изучаемых предметов (а значит – количества экзаменов) до федерального минимума.
  2. Возможности обойти обязанность сдавать экзамены каждую четверть – с помощью изменения порядка изучения предметов (блочного).
  3. Блочное изучение имеет преимущества и в плане собственно образования, так как дает возможность погрузиться в изучение предмета.
  4. При распределении экзаменов по всему учебному году Вы точно знаете задолго до конца года, что часть предметов сдана за весь курс, можно не беспокоиться – это важно и для многих родителей, и для многих детей.

Для того чтобы составить ИУП, Вам необходимо ознакомиться с БУПом (см Требования к образованию в РФ)

В нем по каждому классу прописан федеральный минимум (или федеральный компонент). Предметы сверх обязательного федерального минимума можно включать только по Вашему желанию, но не более указанного максимума часов в год в строке «Всего».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *